26.07.2021 16:48
Учебно-методические рекомендации
по антитеррористической защищенности объектов, на которых размещены избирательные участки
Введение
Обеспечение избирательных кампаний и крупных массовых мероприятий является одним из ключевых условий поддержки социальной стабильности в период выборов депутатов в Государственную Думу Российской Федерации. Опыт проведения избирательных кампаний предыдущих годов свидетельствует о том, что с началом избирательной кампании отмечались тенденции к консолидации деструктивных политических сил радикальной и экстремистской направленности, не оставляющих намерений совершения во время выборной кампании актов терроризма. При этом в качестве объектов террористических посягательств с высокой степенью вероятности выделяются избирательные участки, административные здания органов государственной власти, места массового пребывания людей, пункты дислокации подразделений вооруженных сил, предприятия жизнеобеспечения и промышленности, транспортные средства.
Основные признаки возможной подготовки и осуществления террористической деятельности
Следует учитывать, что, как правило, исполнители террористических акций свои преступные намерения предпочитают осуществлять на объектах, где они работают (работали), имеют на них знакомых или в окружении которых имеют пособников. Это позволяет им более полно изучить характер и специфику производственной деятельности объекта, облегчает возможность тщательной подготовки террористической акции, применение соответствующих орудий и средств ее совершения, выбора соучастников и пособников.При организации антитеррористической защиты объектов необходимо также учитывать возможность (при существующем уровне физической охраны и внутриобъектового режима) относительно свободного проникновения на них и к уязвимым участкам (зонам, оборудованию) посторонних лиц, что, в конечном счете, облегчает доставку террористических средств, а также вывод из строя аппаратуры контроля, автоматики, связи и т. п.Необходимо учитывать, что террористы совершенствуют тактику подрывных действий, применяют труднораспознаваемые способы совершения террористических актов, маскируют их под аварии и другие ЧС, якобы совершившиеся в результате неумышленных действий, несовершенства технологических процессов, осуществляют свои акции на таких участках, где уничтожаются следы деятельности преступника, используют специальные устройства замедленного и дистанционного действия.
Основными признаками возможной подготовки и осуществления террористической деятельности являются:
-появление лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки в близлежащем окружении объекта возможной террористической атаки, повышенный или неадекватно мотивированный интерес к его деятельности;
-неоднократное появление подозрительных лиц у выбранных объектов и проведение ими фото - и видеосъемки, составление планов, схем и т. п.;
-необоснованное вступление в контакт с персоналом и сотрудниками охраны, выведывание у них режима работы, порядка доступа, обеспечения безопасности и т. д.;
-проникновение в подвалы и на чердаки лиц, которые не имеют отношения к их техническому обслуживанию;
-наличие у посторонних посетителей (лиц, вызывающих подозрение) документов, проверка которых охраной на входе в здание не дает информации о личности предъявителя;
-сообщение администрации и персоналу ложной информации;
-поиск лиц из числа персонала, способных за солидное вознаграждение выполнить малозначимую работу (передача пакета, свертка, посылки) в целях проноса взрывного устройства во внутренние помещения заведения;
-изучение уязвимых участков и порядка доступа к ним, порядка системы пропускного режима и охраны объекта;
-выяснение вопросов, связанных с возможностью искусственного создания аварийной ситуации;
-проявление интереса к возможным последствиям применения в конкретных условиях данного объекта взрывчатых, зажигательных и других пригодных для диверсии средств;
-изыскание путей и способов скрытой доставки на объект террористических средств;
-создание условий для совершения взрыва, пожара, вывода из строя оборудования путем отключения приборов, автоматики и сигнализации, открытия и переключения дренажей, пробоотборников, кранов, задвижек;
-создание условий, препятствующих ликвидации ЧС, затрудняющих тушение пожара путем вывода из строя противопожарных и других противоаварийных систем, средств индивидуальной защиты персонала;
-наличие на месте происшествия средств для взрыва и поджога, их остатков и следов применения (наличие на металле емкостей, трубопроводов, резервуаров различных отверстий, пробоин, разрывов);
-обнаружение на месте вероятного ЧС отдельных компонентов, из которых могут быть изготовлены взрывчатые вещества и средства подрыва;
-обнаружение различных приспособлений, предметов для крепления взрывозажигательных устройств, применение специальных трудногасимых зажигательных средств (термита, фосфора, напалма).
Необходимые для принятия меры антитеррористической защищенности объектов, на которых размещены избирательные участки
Исходя из особенностей обеспечения антитеррористической защищенности объектов, на которых размещены избирательные участки, вызванных обострением оперативной обстановки и реальными угрозами возможных проявлений террористического характера и политического экстремизма Антитеррористическая комиссия Лаганского районного муниципального образования Республики Калмыкия рекомендует:
Хозяйствующему субъекту:
1. Оборудовать помещения, в которых размещается оборудование, предназначенное для обработки информационных ресурсов ГАС "Выборы" и хранятся машиночитаемые носители и документы, содержащие конфиденциальную информацию в соответствии с требованиями Положения об обеспечении безопасности информации в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 23 июля 2003 г. № 19/137-4 в редакции постановления ЦИК РФ от 28 февраля 2007 г. № 200/1254-4, в том числе:
-исключить возможность бесконтрольного проникновения в них посторонних лиц;
-оборудовать помещение прочными входными дверями (рекомендуется стальная дверь) с замками (не менее двух), гарантирующими надежное закрытие помещений в нерабочее время, а также с приспособлением для опечатывания мастичными печатями. Запоры на дверях должны обеспечивать людям возможность свободного открывания их изнутри без ключа;
-оборудовать окна помещений, расположенных на первых или последних этажах зданий, а также окна, находящиеся около пожарных лестниц и других мест, откуда возможно проникновение в помещения посторонних лиц, открывающимися (распашными, раздвижными) металлическими решетками, ставнями или другими средствами, препятствующими неконтролируемому проникновению в помещения. Металлические решетки должны соответствовать требованиям СНиП 2.01.50-83. "Нормы проектирования помещений для хранения секретных документов и работы с ними" и обеспечивать надежное запирание решетки и эвакуацию людей из помещения в экстремальных ситуациях;
-обеспечить контроль противопожарной безопасности объекта в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, особое внимание, обратив на мероприятия по минимизации и (или) ликвидации последствий возможных терактов;
-оборудовать помещения охранной сигнализацией с выводом на пульты подразделений охраны (вневедомственной охраны Росгвардии, ЧОП, других подразделений лицензированной охраны);
-обеспечить избирательный участок надежными каналами связи (с автоматическим определением номера) с оперативными службами правоохранительных органов, а также территориальными подразделениями ГУ МЧС РФ по Республике Калмыкия, обеспечить дублирование средств связи.
2. Заключить договор с лицензированными охранными организациями на обеспечение охранных функций на период проведения выборов с обязательным определением в договоре мероприятий антитеррористической защиты объекта, обеспечивающих охрану в помещении избирательного участка, на его входе (с применением ручного или стационарного металлоискателя), слежение за обстановкой с помощью системы видеонаблюдения, патрулирование прилегающей территории, а также (при необходимости) мест парковки автотранспорта, других мест массового пребывания граждан в непосредственной близости от избирательного участка.
3. Обеспечить надежное закрытие чердаков, подвалов, других мест несанкционированного проникновения в помещения здания.
Совместно с Межмуниципальным отделом МВД России «Лаганский»:
1. Определить парковку автотранспорта:
- служебного и личного автотранспорта персонала (по пропускам, специально утвержденным спискам);
- специального автотранспорта (полиции, скорой медицинской помощи, пожарной а/машины) - зарезервированные места со свободным проездом;
- автотранспорта избирателей (не менее 200 метров от избирательного участка или постоянно патрулируемой лицензированным охранником).
2. Определить места установки (при необходимости) устройств принудительной остановки транспорта с учетом невозможности внезапного проезда транспорта с водителем-смертником к месту массового пребывания граждан (вход на избирательный участок) и вместе с тем, не препятствующих проезду специального автотранспорта.
3. Обследовать прилегающую территорию на предмет обнаружения мест возможной закладки взрывных устройств (взрывчатых веществ) и довести информацию при инструктаже охранникам (полицейским), осуществляющим патрулирование территории.
4. Обеспечить работу системы видеонаблюдения с учетом возможности просмотра обстановки в помещении избирательного участка, на его входе и прилегающей территории к входу. По возможности систему видеонаблюдения интегрировать в аппаратно-программный комплекс "Безопасный город". Проинструктировать оператора охранного подразделения о порядке реагирования на подозрительных людей, обеспечить его памяткой о выявлении лиц, представляющих оперативный интерес.
5. Отработать порядок взаимодействия персонала избирательного участка и правоохранительных органов в интересах предупреждения и пресечения возможных действий, возбуждающих национальную, религиозную, социальную и расовую ненависть и вражду, призывов к насильственному свержению государственной власти.
6. Провести тщательный инструктаж сотрудников подразделения охраны, особое внимание обратив на:
- признаки лиц, вызывающих подозрение (внешний вид, поведение, носимые вещи и т. п.);
- признаки взрывных устройств;
-способы выявления средств террора с помощью ручного или стационарного металлоискателя;
- признаки выявления подозрительного автотранспорта;
- алгоритм действий при возникновении нештатной ситуации, выявлении подозрительных лиц, предметов, автотранспорта, проведении эвакуационных мероприятий и т. п.
7. С участием сотрудника отделения г.Лагани УФСБ РФ по Республике Калмыкия:
• Произвести уточнение и при необходимости корректировку с учетом особенностей проведения избирательной кампании:
- паспорта антитеррористической защиты объекта;
- плана охраны (по защите и прикрытию) объекта при угрозе или совершении террористического акта;
- инструкций (памяток) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях;
- должностных инструкций сотрудников подразделения охраны;
- схему оповещения сотрудников, задействованных в мероприятиях по предотвращению или устранению последствий нештатных ситуаций;
- функциональных обязанностей должностного лица учреждения, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта.
• Провести дополнительный инструктаж сотрудников учреждения, имеющих право подавать сигнал тревожной сигнализации в случае выявления явных признаков готовящегося преступления террористического характера.
Совместно с 2 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС РФ по Республике Калмыкия:
1. Обеспечить противопожарную безопасность объекта в соответствии с требованиями госпожнадзора, особое внимание, обратив на мероприятия по минимизации и (или) ликвидации последствий возможных терактов:
- определение путей эвакуации избирателей и персонала из здания;
- наличие схем путей эвакуации и размещение их на видных местах внутри здания;
- возложение ответственности на должностное лицо за своевременное и качественное оповещение лиц, находящихся в здании, о возникновении внештатной ситуации;
- оповещение персонала и посетителей о необходимости и порядке эвакуации по громкоговорящей связи;
- освобождение путей эвакуации;
обеспечение быстрого открытия дверей запасных выходов, распашных решеток, назначение ответственных лиц за выполнение данных мероприятий;
- исправность автоматической системы пожарной сигнализации; исправность и достаточность средств пожаротушения.
2. С учетом рекомендаций правоохранительных органов определить границы опасной зоны, за пределы которой эвакуируются граждане.
Совместно с администрацией муниципального образования:
1. Обеспечить избирательный участок плакатной продукцией антитеррористического характера (размещение на видных местах внутри здания, а также в местах массового пребывания граждан в непосредственной близости от здания), отражающих информацию:
- как выявить террориста;
- поведение в толпе;
- первая помощь в случае ранения;
- поведение при захвате в заложники;
- действия при обнаружении предметов, подозреваемых в принадлежности к взрывному устройству;
- поведение при попадании в завал;
- поведение при пожаре.
2. Решить вопрос о возможности привлечения общественных формирований правоохранительной направленности для выполнения задач по охране общественного порядка на территории, прилегающей к избирательным участкам.
Антитеррористическая комиссия Лаганского РМО РК